Рома Ватриковский

О музыке, графике и о чем придется.
ТелеграмФейсбукВсе линчи

Аудиолинч. Марианна Айя Омак — La Llorona

Прислал @nationoftrash

Хорошо исполнено, этнически атмосферно придумано. При этом, к сожалению, слишком обычно, чтобы запасть в душу.

Пение темы сквозь губы в самом начале милое. Соло в конце охуенное (3:17): техничное, разнообразное, живое.

★ ★ ★ ½

Заявки на новые рецензии принимаются по электропочте:
roma@vatrikovsky.ru

Лайк. Эш Морган и Джордан Смит

Послушал нарезки иностранных «Голосов». Впечатлили Эш Морган и Джордан Смит:

Конечно, в сочетании с внешним видом голоса звучат в три раза пизже, но и без этого было бы круто.

Аудиолинч. Тан Вейвэй — Urban Rock + Rural Tune

Прислал @nationoftrash

Простите, не знаю, как правильно назвать, оставил Urban Rock + Rural Tune. Если кто-то просветит, что за шоу (超级女声 — оно? Или I am a Singer?), и как правильно называется трек, буду благодарен.

Китайские народные инструменты здорово вплели в рок-композицию. Получился In Extremo с другим национальным колоритом.

Сравните с The Pillows — там банальнейший западный рок, просто текст на японском.

Спето очень круто. Почему-то не ожидал, что китаянки умеют так расщепляться.

Вокальная мелодия в припевах (2:14) очень хорошая и очень китайская при этом. И ритмическая рифма строк классная, люблю такое: первая строка начинается в ударную долю, а вторая — с оттяжкой (2:18), поэтому как бы отвечает первой.

Кайф.

★ ★ ★ ★ ½

Заявки на новые рецензии принимаются по электропочте:
roma@vatrikovsky.ru

6 октября   аудиолинч   тан вейвэй

Система ценностей. Часть 1

Давно хочу рассказать о своих методах оценки музыки. Для выхода за рамки субъективного «нравится — не нравится» нужна внятно сформулированная система ценностей. Формулирую.

Хорошая музыка, как и хороший дизайн, решает задачу. Задача зависит от области и способа применения музыки. У саундтрека в кино одна задача, у песни на танцполе — другая, у звука завершения закачки в браузере — третья.

Синхронизируем термины: область — это «где», а способ — это «как». «В рекламе» — область, а «в видео» — способ.

Теперь подробнее об областях применения. О способах в следующий раз.

В другом искусстве

Музыка служит вспомогательным инструментом в другом искусстве: фильмах и сериалах, спектаклях, компьютерных играх. Как правило, задача состоит в создании атмосферы, а решается контекстом — ассоциативными связями с опытом слушателя. Драматичные отрывистые скрипки драматичны не только потому, что звучат контрастно и напряженно, но еще и потому, что мы уже слышали их в контексте схожих моментов и запомнили, что вот так — драматично.

Если втупую повторять такие приемы, будет предсказуемо и скучно, поэтому важно уметь сохранить полезный эффект ассоциации, но завернуть ее в неожиданную обертку.

Фоном в местах

Музыка звучит в кафе, ресторанах, барах, магазинах, на стадионах, на ресепшнах, в такси и в сотне других мест. С одной стороны, она должна быть достаточно ненавязчивой, чтобы не переключать внимание на себя принудительно. С другой стороны — достаточно интересной, чтобы был смысл слушать, если захочется. С третьей — она участвует в позиционировании. В такси хай-класса не включат шансон, в рок-баре не прозвучит джаз, в магазине молодежной одежды не в тему классика.

В рекламе

В первую очередь позиционирование, во вторую — атмосфера.

А часто еще и передача сообщения — это типа как показать атмосферой, что происходит в данный момент. Хочу всех убить (дж-дж-дж-метал), но пью таблетку «Похуина», и я снова спокоен и счастлив (жизнерадостный джаз).

Кстати, для искусства передача сообщения тоже актуальна. Особенно для балета.

В интерфейсах и интерактивных штуках

В первую очередь передача сообщения. Звуки критической ошибки, входящего письма и очищенной корзины должны быть разными и однозначно понятными. Как дверь однозначно понятна без надписи «дверь».

Звук попадания цифрового меча по цифровому монстру тоже должен быть легко отличим от звука виртуальных денег, утекающих в виртуальные карманы виртуального торговца в качестве платы за этот самый меч.

Тут снова работает контекст, только задействуется не музыкальный опыт пользователя, а звуковой. Ну, и немного психоакустики (потом расскажу).

Фоном в активных процессах

Музыка поддерживает процессы: раскачку в спортзале, танцульки в клубе, марширование, погружение в транс.

Важно воздействие на организм (в основном ритмическое), но атмосфера и позиционирование присутствуют. Рок-н-ролл и драм-н-бас одинаково хорошо выполняют танцевальную функцию, но собирают совершенно разную аудиторию как раз из-за атмосферы и позиционирования. Ну и из-за моды, как следствие.

Самостоятельное искусство

Музыку просто слушают. Это самая сложная и важная (для меня) область применения.

В музыке-искусстве на первом месте интерес. Количество информации в секунду, неожиданные доли, ноты, тембры, элементы, их неожиданное взаимодействие, виртуозность исполнения — это все штуки про интерес.

Я специально старался не упоминать об интересе в предыдущих пунктах, потому что он важен вообще везде. В любой области применения в любой момент человек может переключить внимание на музыку и начать ее просто слушать.

Проблема в том, что интерес часто конфликтует с другими задачами. Например, простые ритмы «танцевальнее» сложных, но сложные интереснее простых. Конфликты решаются компромиссами или хитрыми ходами, и это тема для отдельного поста.

Продолжение следует.

• • •

Целебные ссылки для тех, кто ничего не понял. Если все поняли — не читайте ни в коем случае.

Контекст восприятия
Информационные слои
Шкала восприятия
Быстрый способ научиться слушать музыку и обрести суперсилу

Под водой

Оказывается, музыку можно играть под водой.

Ребята поют и играют на специально для этого изготовленных инструментах в небольших аквариумах. А звук снимается не менее специальными подводными микрофонами.

Не фейк, не чудеса монтажа, не переозвучка. Чувак в домашних условиях протестил технологию, работает:

17 сентября   микрофон   технология

Мультикузнечик

Поделюсь видосиком.

Кузнечик сидел в разных стилях. И в траве тоже

Выбор песни, безусловно, ужасный. Но музыкально некоторые исполнители понравились.

Виртуозен и мелодичен Саша Зилков с его «Нескучным саундом» (ну, кто бы сомневался). А прямо перед ним очень хорош Саша Пушной. У него часто получается однообразная вторичная херня — жанр пародии обязывает. Но иногда он попадает очень точно.

И молодец, что все на телефон записал, идеологически правильный ход.

Тон Шепарда

Пока большие посты никак не прожарятся, напишу про Тон Шепарда. Вдруг кто не знает.

Психолог Роджер Шепард придумал хитрую звуковую иллюзию: постоянно понижающийся зацикленный звук. Ну, или повышающийся, если развернуть.

Инет полон слухов, что во времена Первой Мировой Войны британские новобранцы проходили тест на тон Шепарда — тех, кто слышал повышающийся тон, считали психами и в армию не брали. Но че-то сомнительно. Ведь его можно сделать и повышающимся, и понижающимся :-)

Вот, например, понижающийся. Осторожно, звучит довольно шизофренично:

https://youtube.com/watch?v=u9VMfdG873E

Бонусом прикольный камент с «Ютуба»:

На самом деле бесконечного движения тут, конечно, нет. Просто гармоники в разных регистрах плавно затихают и разгоняются. Примерно как волны воды могут колбаситься просто вверх-низ, без течения.

Наглядная и красивая демонстрация на пианинках:
https://youtube.com/watch?v=O35trvoVCWI

Тон восходящий, а вместо частот ноты, но сути не меняет. Выглядит очень круто

Жаль только, что с тренированным слухом иллюзия вообще не работает :-(
Ни первая, ни вторая.

Гречка и Монеточка

На днях Земфира написала про Гречку и Монеточку. Эхо воплей возмущенных фанатов долетело даже до sports.ru, где я мирно читал футбольные новости.

Собственно, цитата:

Гречка — очень плохо. Ужасные голос и внешность. Воспринимать сложно — петь не умеет, тексты не убеждают, ну и очень некрасивая.
Монеточка — отличные тексты! Нормально выглядит в отличие от Гречки. Но голос омерзительный. Вокальный тембр — тот же инструмент. Если он приятен, можно петь всякую чушь. Пример: Жанна Агузарова.
Удачи обеим.

Я бы, конечно, начал с того, что псевдонимы «Гречка» и «Монеточка» — омерзительно пошлый безвкусный пиздец. Но в остальном оценка довольно справедливая. Разве что тексты вовсе не отличные. И музыка у обеих говно, о чем Земфира тактично промолчала.

Гречка, фото Эльвиры Пашкеевой, найдено на сайте «Медузы»

Позабавило, что особо активно люди возмущются неправомерной и оскорбительной оценкой «некрасивая».

Я понимаю, времена нынче такие. ФИФА рекомендует поменьше показывать красивых болельщиц. Женщины в лондонском метро оскорбляются, когда им уступаешь место. Создателя игры про средневековую Богемию прессуют за отсутствие персонажей-негров. Мозг включать не обязательно, его успешно заменяет толерантность.

Но камон, это же артисты, мы их не только слушаем, мы на них смотрим. Если нельзя оценивать внешний вид, то почему голос-то можно? Что за дискриминация по певческому признаку? Что за вокальная микроагрессия?

Давайте, чтобы было справедливо, петь будут и красивые, и страшные. И талантливые, и бездарные. И хорошие песни, и всякую хуйню.

А, стоп, мы с этим и так справляемся.

П. С. Кстати, Сия тоже не красавица. Но поет так охуенно, что об этом все забывают.

Кони пони

Удивительно мило развивается язык в небольшом закрытом сообществе. Внутри весело, снаружи ни хуя не понятно.

http://svalko.org

Сначала в каментах писали «кто не понял». Естественно, это слишком скучно — там весь смысл сайта в игре. Стали писать «кто не пони».

Приелось и это, появился «кот не пони». Не поспоришь.

А потом кот тоже надоел, и закрепился финальный шедевр — «кони пони» (надо бы через дефис, но авторы слишком поэтичны, чтобы опускаться до дефисов).

Захожу полистать раз в год, 90 % каментов не понимаю. Современное искусство в чистом виде — только для тех, кто в теме. Без ключа не разберешься.

П. С. Кони пони, это псто о важности контекста. В музыке, да. В чем же еще.

П. П. С. Увгны свалкеры нашли мой псто и нежно сослались на него. Надо написать новый, сослаться на них и устроить рекурсию. Велкам в каменты.

20 июля   контекст   свалко

Тема Лебедев о хорошем вкусе

Погулял по веб-архиву, почитал старое «Ководство». Особенно мне понравился кусок 34-го параграфа, ныне исключенный автором как морально устаревший:

«Для того, чтобы покупали, нужно делать дизайн, соответствующий современным вкусам. А если соответствовать тому, что сейчас востребуемо, то можно сегодня же наняться в газету рекламных объявлений — в цех верстальщиков. Эта проблема далеко не дизайнерская. Народ не готов читать хорошие тексты, не готов слушать хорошую музыку и может часами любоваться шрифтом Advertiser’s Gothic.

Вот все и мучаются — если исходить из идеи соответствия вкусам, то нужно срочно перейти на FrontPage, рисовать только в CorelDraw, только розовыми буквами по зеленому фону, только с голыми бабами и заказывать тексты только ПТУшникам.

Но как-то, знаете, не хочется».

https://web.archive.org/web/20030402023237/http://www.artlebedev.ru:80/kovodstvo/paragraphs/34.html

Действительно, о «Фронпейдже» уже никто и не помнит. Да и с дизайном получше стало. А вот с музыкой в России по-прежнему хуевато. Главная проблема все та же.

Ну ничего, когда-нибудь.

18 июля   ководство   цитаты
Ранее Ctrl + ↓