Информационные слои

Чем больше элементов, тем сложнее. Но чем больше элементов, тем интереснее. В музыке это противоречие разрешается так же, как и в графике — информационными слоями.

Инструменты могут занимать в трехмерном пространстве разный объем и располагаться в разных местах: ближе, дальше, левее, правее, выше и ниже. Дэвид Гибсон хорошо визуализировал это в книге «Искусство сведения».

Разные положения музыкальных инструментов в пространстве,
иллюстрации из книги «Искусство сведения»

На переднем плане расположены самые громкие звуки — их легче всего услышать. Обычно туда помещают ключевые инструменты: вокал, соло-гитару, иногда бочку или даже малый барабан. Это — первый информационный слой.

В самой глубине обычно расположены «склеивающие» звуки, главная задача которых — заполнить щели между остальными инструментами и связать их в единое целое. Эти звуки услышать непросто, но их отсутствие заметно сразу.

Основной вокал и отвечающая ему соло-гитара расположены на переднем плане, а электроорган, остальные гитары и бэк-вокалы деликатно звучат на фоне. Звуки помещения и реверберация склеивают инструменты в единое целое. Это проще почувствовать, чем услышать. Орган тоже склеивает, и это слышно

Если все инструменты поставить прямо перед слушателем, на него обрушится лавина информации без структуры и приоритетов, а в композиции не будет глубины. Поэтому инструменты распределяют по планам — информационным слоям.

Инструменты на переднем плане заслоняют задние, если совпадают с ними по панораме (положению по горизонтали) и частотному диапазону (положению по вертикали). Поэтому звукорежиссеры двигают и режут звуки так, чтобы важные звуки на заднем плане были слышны и ни с кем не конфликтовали, а неважные — маскировались и не привлекали внимание, но сохранялось ощущение их присутствия.

• • •

Новые уровни восприятия открывают новые слои, и их невозможно развидеть. В хорошей музыке на каждом слое творится что-то интересное, поэтому каждый новый уровень приносит новый кайф. При этом сложность гармонично распределена по слоям и не напрягает неподготовленного слушателя. Каждый получает тот объем информации, до которого докачался.

Особый кайф — слушать второстепенные слои в контексте главных. Они даже могут быть неинтересными сами по себе, но их взаимодействие с передними слоями обязано быть интересным. Плохих композиторов это не волнует, они прорабатывают один-два слоя и считают работу сделанной. Хорошие заботятся о слушателях, способных воспринять больше.

Минутка практики на примере поп-музыки. Послушайте ударные. Не надо слушать вокал, надо слушать ударные. Особенно в припевах.

Где интереснее?

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное