Бинауральное панорамирование
Большую часть музыки мы слушаем в стерео, то есть из двух источников. Две колонки, два наушника. Ну, некоторые прямо с телефончика еще слушают но это не в счет.
При микшировании звукорежиссеры определяют, сколько какого инструмента звучит в левом канале, а сколько — в правом. Если поровну, то инструмент будет по центру, если не поровну — левее или правее. Это и есть панорамирование.
Послушайте гитару и электроорган. В первом треке они расположены по центру, во втором — немного смещены влево-вправо.
Мы и в жизни примерно так определяем положение звука — в каком ухе громче. Еще по микрозадержкам (расстояние от источника до ушей же разное), но не суть.
Панорамирование — очевидная штука. Есть левая колонка, есть правая колонка, значит, можно между ними перемещать звук влево-вправо. Но еще есть неочевидная штука — бинауральная запись и бинауральное панорамирование. Все те же два канала, левый и правый, но звук перемещается вверх-вниз.
Это просто охуенно. Слушать надо в наушниках, глаза лучше закрыть.
А вот еще. Капли реально сверху падают, да?
Вертикальное положение звука мы определяем по микрозадержкам, глушениям-отражениям от ушных раковин, тембральному изменению от огибания головы и прочей такой фигне. И вот ребята взяли, и сделали микрофоны-уши, чтобы звук записывался ровно таким, каким его слышал бы человек. Ушами. И вся информация о вертикальном положении сохранилась. В линейном горизонтальном стерео, без всяких верхних и нижних каналов.
Потом с погрешностями и приближениями научились делать это цифровыми плагинами, но микрофоны-уши, конечно, в сто раз круче и натуральнее.
• • •
Бинауральной технологии уже много лет, но на нее давно забили, решив, что сурраунд (много колоночек) перспективнее. В наушниках же мало кто слушает музыку, а без наушников не работает.
Отдельные музыканты немного позаигрывали с бинауральностью, но быстро остыли.
Прошло время. Теперь пол-человечества слушает музыку в наушниках. И я с нетерпением жду, когда, наконец, эта прекрасная технология вернется и станет массовой. Подвижки уже есть.
Разве на The Dark Side есть бинауральные звуки? Они есть на The Final Cut и на сольных альбомах Уотерса.
Это какая-то самодельная версия.
На сольных альбомах точно есть, да. Насчет The Dark Ride я мог и ошибиться, я не пинкфлойдоман :-) Если знаете хорошие примеры из The Final Cut, на которых бинауральность отчетливо слышна, дополните меня, пожалуйста. Буду только рад.